Пятница, 29.03.2024, 01:33Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

Мои статьи [5]
Внеклассные мероприятия [4]
Уроки [21]
методические разработки к урокам,планирование
Экологическое воспитание [3]
планирование уроков, внекласссные мероприятия, проектная деятельность
Научное общество учащихся [2]
нормативные документы, оргснизация научно-исследовательской деятельности учащихся
Демонстрационный эксперимент [17]
Самый доступные простые опыты, которые не требуют от учителя большой подготовки, но позволяют сделать уроки намного нагляднее и интереснее.

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Вы нашли на сайте то, что вас заинтересовало?
1. Нашел все, что хотел
2. Нашел, но не все
3. Не нашел ничего интересного
4. Нашел другой интересный материал
Всего ответов: 66

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Методическая копилка
Главная » Статьи » Мои статьи

Моя педагогическая система

Описание системы работы

Роль учителя в формировании личности ученика.

 

Размышляя о плодах педагогического труда, иногда приходят грустные мысли:
 Мы все учились понемногу

Чему–нибудь и как–нибудь…

 ( и все забыли, слава богу…)

          
      За веком век развивается наука педагогика, одна концепция образования сменяет другую, в попытках создать целостную радикальную универсальную систему подготовки растущего человека к жизни. Образование и воспитание идут плечом к плечу, а проблемы все равно остаются. Особенно актуально это во время глобальной переоценки ценностей в жизни общества. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками. В центре внимания – уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна  на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Своеобразие парадигмы целей личностно – ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, развитие не по чьему – то заказу, а в соответствии с природными способностями.
 
Поток постоянно обновляющейся информации заставляет отказаться от образования, в котором главенствующую роль играют фактологические знания.  Перед современным учителем стоит сложная задача – участвовать в формировании гармонично развитой личности, научить ученика учиться, сохранить у ребенка интерес к познанию жизни. Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования и на первый план выходят такие прогрессивные и важные для будущего каждого ребенка показатели, как :
  •      Устойчивая мотивация познания
  •  Сформированность надпредметных способов учебной деятельности с тем, чтобы ребенок мог самостоятельно приобретать знания всю жизнь 

 Способность и желание заниматься саморазвитием своей личности

 Сформированность такой меры духовности, которая определяется по исповедуемым человеком ценностям.

 

Роль учителя - естественника

 

Я считаю, что учителя естественных наук, в частности химии, не должны отступать на второй план в обновлении современной школы. Именно на уроках химии, физики, биологии ребенок учится системному анализу природных явлений, формирует свою систему отношения к миру, достигает осознания окружающего мира и себя в нем. Именно предметы естественного цикла как нельзя больше следуют  путем природосообразности ребенка.
 
Для меня как учителя и педагога изучение естественных наук – один из важнейших и интереснейших путей познания мира. Моя основная задача так организовать деятельность своих учеников, чтобы они могли путем эксперимента и наблюдений формировать образ явлений и их взаимосвязи, природы в целом и проявлениях в различных сферах жизни (культура, наука, экономика, быт).
 
На примерах химических явлений можно и нужно знакомить детей с всеобщими законами природы, философскими понятиями, что соответствует подлинной цели естественнонаучного образования -  сформировать целостную научную картину мира. Проблемы, с которыми я столкнулась в первый же год работы в школе, заставили меня встать на путь поиска эффективной бесконфликтной обучающей системы, отвечающей требованиям времени.
 
В своем педагогическом поиске я познакомилась: с работой педагогов – новаторов Шаталова В.Ф., Амонашвили Ш.А.,  народного педагога Никитина ( игровая технология , развивающие игры), работами американского психолога Э. Лешан (возрастная психология)., опытом Вальдорфской школы, технологией развивающего обучения,  использованием компьютерных технологий.
 
К настоящему времени я пришла к необходимости строить свою работу на основе :

·        педагогики сотрудничества

·        природосообразности ребенка, игровых технологий

·        с применением технологии развивающего обучения

·        с использованием мультимедийных технологий.

 
 

Педагогика сотрудничества.

 

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество  трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Важнейшее место в системе отношений занимает отношение «учитель – ученик». В концепции сотрудничества ученик из объекта обучения превращается в субъект, а сотрудничество реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сотворчества, соуправления). В «педагогике сотрудничества» выделяют четыре направления:

 
1.      Гуманно – личностный подход к ребенку

2.      Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

3.      Концепция воспитания

4.      Педагогизация окружающей среды.

 
Для успешной деятельности учитель должен учиться. Сколько лет должен учиться учитель? Вопрос риторический – всю жизнь. Учитель должен быть интересен ученикам, должен владеть современными  знаниями, быть в курсе новых открытий, уметь соотносить их с другими сферами жизни, и при  этом постоянно повышать уровень своего мастерства, ведь то же самое должен делать ежедневно ученик. Процесс урока – это процесс, в котором  в единой цепи стоят ученики и учитель. Учитель учит ученика, но при этом ученик учит учителя видеть и слышать, находить новые методические приемы, эффективные способы объяснения учебного материала, способы опроса.
 
 Все это возможно только в том случае, когда учитель сумеет найти индивидуальный подход к каждому ученику, сможет стать интересным для ученика, раскрыться для него как личность и видеть личность в каждом ребенке. Это мой главный принцип в работе. Я стараюсь на своих уроках создавать обстановку доброжелательности, отзывчивости, приучаю ребят терпеливо выслушивать друг друга. Активность каждого ребенка на уроке обязательно отмечается. Я стараюсь, чтобы каждый ученик мог и не боялся проявить себя.
 
Ученик имеет право на ошибку, учитель – нет. То, что учитель декларирует, к чему призывает должно стать неотъемлемой частью жизни учителя. Учитель должен стать другом своим ученикам, товарищем, который личным примером воспитывает внимание, сдержанность, трудолюбие, честность. Для детей идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Чтобы поддерживать устойчивый интерес к предмету, я неоднократно обращаюсь к философским взглядам ученых, к экологическим проблемам, межпредметным связям, связям химии и жизни, всегда высказывая собственную позицию по данному вопросу.
 
По каким же законам должен жить учитель, чтобы ему действительно удалось учить ученика с любовью? Я должна не только двигать вперед своих учеников, но и сама тоже хочу  идти вперед. Сохранять отработанные приемы, принципы конечно необходимо, но и необходимо также обогащаться новыми приемами и замыслами. Мое движение вперед нужно и мне, и детям. Если из года в год я буду повторяться, произойдет самое страшное и неприятное: мне самой станет скучно и неинтересно в организованном мной педагогическом процессе. А настроение учителя сразу же отразится на детях.
 
Для того, чтобы лучше понимать логическую цепь естественнонаучного образования, я работала с разными возрастными группами, вела предмет «Естествознание» во 2-3-их и 5-6-ых классах, химический кружок для разных возрастных групп в экологическом центре Ново-Савиновского района. Созданный в результате этой работы учебно-методический комплекс по естествознанию с элементами экологии отмечен дипломом Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2001». Жизненная позиция учителя играет важную роль в формировании гражданственности. Учитель, равнодушный к проблемам общества, может дать набор знаний, но не сможет воспитать активного  неравнодушного человека.
 
Экологическое воспитание и образование тесно связано с будущим нашей планеты, значит этот аспект должен занять достойное место в естественнонаучных дисциплинах. Поэтому  я постоянно работаю над экологизацией школьного курса химии. В 2003 году методическое пособие «Организация экологического мониторинга на базе школьной лаборатории» было отмечено дипломом первой степени на Республиканском конкурсе авторских программ и дипломом Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2003».
 
Мои ученики ежегодно принимают участие в  Поволжской научной конференции учащихся им. Н.И.Лобачевского и Всероссийских конкурсах в Москве и Ярославле. А главное, спокойная дружеская  и деловая  обстановка на уроках дает возможность ребятам показывать стабильные результаты.

 

Принцип природосообразности. Игровые технологии.

 

Если учитель действительно хочет прийти  к осмысленной и целесообразной дидактике, то он должен вызвать в сознании ученика подспудную связь с жизнью и мудростью природы. Перед учителем в конце концов стоит задача развить форму науки, отвечающей самым глубоким требованиям человека. Перед воспитателем стоит задача так рассказать молодому человеку о природных явлениях и так объяснить их взаимные связи, чтобы вызвать в ученике духовный отклик и дать мощный импульс к его дальнейшему развитию. При традиционном обучении учитель ограничивается развитием мышления. Но мышление зачастую действует как фильтр, пропуская в сознание только определенные вещи. В результате складывается односторонняя картина мира.

 
Основоположник антропософской педагогики Рудольф Штайнер нашел способ обучения, который упражняет не только мышление, но и чувства, и волю. Он ставит в центр всех отношений человека. Учитель химии может ожидать от своих учеников неподдельного интереса, если предмет будет рассматриваться в теснейшей связи с человеком. В области неживого  требуется применение феноменологического подхода. Эту интересную методику можно увидеть в трудах Иоганна Вольфганга Гете. Внимание Гете было направлено на сущность человека и его центральное место в мироздании, и поэтому все его работы, как художественные, так и научные – оказались направленными именно на это. Простые и очевидные явления, их причинность и взаимосвязь.
 
Умение наблюдать, выделяя из хаотичной массы явлений первичные, позволяет прийти к пониманию основных законов природы и сущности человека. И очень важно, что преподавание химии в этом случае не стоит особняком ни для учителя, ни для ученика. Оно будет распределено между рядом предметов, где изучаются различные области науки, культуры, где занимаются практическим или художественным образованием. Учитель должен постоянно связывать свой предмет со всеми остальными предметами, только тогда химия может стать частью всеобъемлющей картины мира. На своих уроках я стараюсь придерживаться  комплексного подхода к  каждой теме.
 
Для каждого возраста учебный материал должен даваться в соответствии со стадией развития ребенка и методами, соответствующими его развитию. Игровая технология строится на основе активизации и интенсификации деятельности ученика. Чем младше ребенок, тем больше времени должны занимать игровые моменты, которые позволяют подключить в обучение эмоциональную сферу ученика. Игра уже одним своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский. Несколько лет игровая технология была моей методической темой, разработаны дидактические игровые материалы, зачеты в форме КВН, конкурсы знатоков, лото, домино, вертолины и т.д.  Все мои разработки с успехом применяются на уроках и способствуют достижению одной из основных целей – созданию бесконфликтной обстановки на уроках, позволяют эффективно вести мониторинг учебного процесса, не вызывая напряжения и страха у ученика.

 

Технология развивающего обучения

           

В системе развивающего обучения самое главное – формирование и развитие личности, способной к самореализации в быстроменяющихся условиях. Очень серьезной помощью для учителя является хороший учебник. Я благодарна за такую помощь профессору Казанского государственного технологического университета Кузнецовой Л.М.. Если проследить, что наиболее беспокоит учителей, методистов, преподавателей ВУЗов в течение десятилетий – это формализм знаний учащихся. Зачастую причиной формализма в том, что при соблюдении строгой научности не учитывается логический ход общеисторического познания мира.  Формализм знаний можно изжить тогда, когда мы будем доверять мышлению ребенка, откажемся от формирования его знаний, а только будем помогать ему добывать эти знания самостоятельно.  Совместная работа в школе 146  с автором учебника помогли мне овладеть постановкой проблемного  эксперимента.
 

 Я строю свои уроки на основе поисковой и исследовательской деятельности учащихся, через проблемные ситуации и организацию учебной деятельности. Содержание программы Л.М.Кузнецовой позволяет ученикам воспринимать химию как целостную систему, Учебник химии Л.М.Кузнецовой, по которому я работаю с 1990 года, включен в перечень учебников РО лаборатории Занкова.  Мониторинг образовательного процесса позволяет сделать вывод о стабильном росте уровня образованности учащихся, формировании стойкой мотивации учебной деятельности, основанной на интересе учащихся к самому процессу учебы, навыков коллективной работы, умения анализировать, рассуждать, делать обобщения.

 
 

Компьютерные технологии.

 

            Поддерживать интерес к учебе помогает и использование компьютерных технологий. Их преимущество в том, что данные технологии позволяют:

  1. использовать увлечение детей компьютерной техникой в образовательных целях
  2. реализовать личностно – ориентированный подход
  3. представлять информацию в привлекательном для учащихся виде, используя слуховые и зрительные каналы.
  4. тиражировать созданный продукт, сохранив его на удобных носителях информации
  5. сравнительно быстро и объективно проводить проверку качества знаний
  6. вести оперативную диагностику учебного процесса, создавая базу данных
  7. моделировать процессы, использовать видеофрагменты в тех случаях, когда невозможно провести реальный эксперимент.

 

В заключение хотелось бы сказать о важности работы учителя над совершенствованием себя. Я удивляюсь этому миру, простоте и сложности его устройства, я хочу познать этот мир во всех его взаимосвязях. Все чаще моим главным вопросом становиться «Почему?» и я очень радуюсь, когда мои ученики задают себе  вопрос «Почему?», значит ученик достиг высшего интереса – интереса познания.

Категория: Мои статьи | Добавил: himekoscho (09.01.2009) | Автор: Борисович И.В.
Просмотров: 4061 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |