Пятница, 29.03.2024, 11:33Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Боитесь ли вы сдавать ЕГЭ?
1. Очень сильно
2. Немного
3. Нет
4. Не думаю об этом
Всего ответов: 57

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Методическая копилка
Главная » Статьи » Научное общество учащихся » документация НОУ

Программа НОУ "Прометей"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   На развитие и совершенствование проектной и исследовательской деятельности школьников впервые серьезное внимание обратили в конце IXX - начале XX вв. Известные научно-педагогические школы В. В. Марковникова, А. Г. Столетова, И. И. Мечникова, Д. К. Чернова, Н. А. Умова, П. Н. Лебедева, К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева, А. С. Попова, Н. Е. Жуковского, И. П. Павлова - утвердили русскую систему образования и воспитания, основанную на тесной связи глубокого теоретического обучения с практическими занятиями.

   Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

   Сегодня для повышения уровня научных исследований в образовательных учреждениях, организованы проблемные лаборатории, центры, НОУ, кружки, где решаются вопросы организации исследовательской деятельности школьников, разрабатываются проекты, проводятся эксперименты, создаются условия для формирования социальной активности творческой личности в  социуме через организацию научно-исследовательской и проектной деятельности школьников. В организованное обучение в общеобразовательном учреждении происходит включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования.

   Прежде всего, исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии решить проблему научения школьника исследованию.

   Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

 

В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность школьникам публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

   Как помочь учащимся в их самостоятельных исследованиях? Как помочь нашим ученикам добиться успеха, повысить собственную самооценку? Как осуществить поиск истины? Эти ключевые  вопросы, которые стоят перед педагогом  в организации исследовательской деятельности детей.

Программа разработана на основе материалов лаборатории информационной поддержки образования МИОО (Московского института открытого образования), положения о школьном научном обществе «Прометей» и программы кружка «Эрудит» школы №40  Г.Старый Оскол.

Цель программы  - развитие интеллектуальных способностей, формирование творческих способностей, расширение кругозора, формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.

 

Для достижения цели поставлены задачи:

  1. Повысить мотивацию к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессечерез привлечение к научно-исследовательской деятельности
  2. Приобрести исследовательский опыт через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.
  3. Освоить методику учебного исследования - самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.
  4. Формировать в сознании учащихся понятие значимости интеллектуальных и культурных ценностей, расширение кругозора учащихся
  5. Обучать приемам саморазвития и психологической подготовки к успешной деятельности.

 

Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 11-16 лет. Она включает в себя занятия на развитие речи, развитие навыков публичных выступлений, тренировку внимания, улучшение памяти, развитие логического мышления, умение работать в команде, формирует навыки и устойчивый интерес к научно-исследовательской деятельности, способствует повышению активности и результативности участия  подростков в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и научно-практических конференциях.

 

Весь курс разбит на следующие содержательные блоки:

1.Решение логических задач, головоломок, кроссвордов;

2.Интеллектуальные игры;

3.Культурно-массовые интеллектуальные мероприятия: тематические вечера, литературное кафе, музыкальная гостиная и т.д.

4.Подготовка к научно-практическим конференциям; технология исследования.

5.Психологический тренинг.

 

Программа учитывает потребность одаренных детей в постоянном развитии, предполагает разнообразные формы деятельности,  включает использование информационно-коммуникативных технологий, технологии сотрудничества,  технологии развивающего обучения, принцип природосообразности  ребенка  и индивидуально-дифференцированный  подход.

Критерием успешной деятельности клуба «Эрудит» является активное участие членов клуба в интеллектуальных конкурсах различных уровней и результативность  их выступлений.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  1. Решение логических задач, головоломок, кроссвордов. Головоломки древности, магические числа, магические квадраты; самодельные головоломки из картона, бечевы, проволоки; спички – игра для эрудитов; фокусы для всех; японские кроссворды; словесные шарады, загадки; занимательные математические задачи; логические тесты и задачи с определенным алгоритмом решения; Игры из бумаги, оригами.
  2. Интеллектуальные игры:  КВН,  брейн - ринги,  игры-путешествия и т.д.
  3. Культурно-массовые интеллектуальные мероприятия: Тематические вечера, литературное кафе, музыкальная гостиная и   т.д.

" Величайшие научные открытия 20 века", " Величайшие научные открытия 20 века", "Музыкальное искусство 20 века", Изобразительное искусство 20 века","Важнейшие исторические события 20 века" Литературно-музыкальный вечер НОУ "Приглашаем в мир любви и добра",  Образ человека 20 века. Выдающиеся современники"" Казань в 20 веке", "Посещение музея истории Казанского государственного университета", виртуальная экскурсия.

"Законы эволюции" Эволюция сознания человека".

Учение В.В.Вернадского",  Литературно – музыкальный вечер "Пока Земля еще вертится" (авторская песня),  "Древние тайны нашей планеты", Диспут "Таинственные явления – реальность или игра воображения", " Чудеса света" Путешествие по просторам России" игра,  Экскурсия в минералогический музей КГУ

  1. Подготовка к научно-практическим конференциям:

Выпуск «Вестника НОУ», правила оформления научно-исследовательской работы, научные методы исследования, представления докладов: стенды, презентации, проекты, работа с библиографией и интернетом, поиск и отбор материала, научная этика. Самостоятельная работа над проектом – определение темы проекта, цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их  решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия.  Индивидуальные и групповые консультации. Публичная защита на школьной научно-исследовательской конференции «Апрельские чтения»

 

  1. Психологический тренинг. Ассоциации. Тренинг на развитие опосредованного мышления и интуиции. Тренировка зрительной и слуховой памяти. Аутотренинг. Развитие собранности, понижение уровня тревожности.

 

В качестве образовательной продукции для учащихся выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели, обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).

По окончании курса ученик должен:

 

·        Уметь осознано применять различные виды анализа, сравнения в зависимости от цели и характера задания;

·        Уметь решать познавательные задачи, выполнять учебные исследования;

·        Уметь работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание  необходимого материала;

·        Владеть исследовательскими умениями и навыками;

·        Владеть навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта;

·        Уметь грамотно оформлять исследовательские работы;

·        Представлять (защищать) свои работы на различные  аудитории.

 

В ходе обучения учащимися будут выполнены работы: доклад, реферат, научно – исследовательская работа или организация проекта (написание исследовательской работы, создание электронной презентации; самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий).

Данные работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к исследовательской деятельности.

Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно – исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита.

Работы могут быть представлены на  конференции различных уровней (школьные, городские, районные, Республиканские и Всероссийские).

   При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д.

Фиксируемые умения:

  • выделение проблемы;
  • определение цели и задач исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • выделение объекта исследования;
  • определение структуры работы;
  • создание плана исследования;
  • умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);
  • анализ адекватности выбранных методов задаче;
  • дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
  • корректирование программы исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. —Введ. 01.01.86.—М., 1984.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
  3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Изд. 4-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2000.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена,1994.
  5. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. — М.:Просвещение, 1994.
  6. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб.заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И. Панов и др. — М.: Дрофа, 1995.
  7. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81.-Введ. 01.01.82. - М., 1981.
  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.: Народное образование, 2001.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
  10. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы,1998, №4.
  11. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000.
  12. Intel «Обучение для будущего» - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368 с.

 

 

www.issl.dnttm.ru  - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.subscribe.dnttm.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.

Категория: документация НОУ | Добавил: himekoscho (03.07.2014)
Просмотров: 2256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |