Наибольшие
затруднения обучающихся, как правило, вызывают задачи на смешение
растворов. В то же время, задачи подобного типа встречаются не только на уроках
химии, но и в заданиях ЕГЭ по математике.
Приведу целиком статью учителя математики, размещенную на сайте
фестиваля «Первое сентября».
Основные
методы решения задач на смешивание растворов
Борздун Ольга
Владимировна, учитель математики
"Только из союза двоих, работающих
вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи.”
Антуан Де Сент-Экзюпери
Математика многообразна и многогранна. Существует ряд ситуаций в
образовательном процессе, когда при изучении какой-либо темы по физике, химии,
биологии и т.д. затрагиваются понятия математики, например, существуют задачи,
которые решают как на уроках математики, так и на уроках химии. Способы решения
задач представляют и учителя химии, и математики, но есть проблема: математики
знают математику, а химики - химию. И не всегда способы совпадают.
В данной статье приводятся рекомендации по решению химических задач на
смешение растворов разными способами: с помощью расчетной формулы, "Правила
смешения”, "Правила креста”, графического метода, алгебраического метода.
Приведены примеры решения задач.
1. Основные химические понятия
Приведем некоторые указания к решению задач на растворы.
Основными компонентами этого типа задач являются:
а) массовая доля растворенного вещества в растворе;
б) масса растворенного вещества в растворе;
в) масса раствора.
Предполагают, что:
а) все получившиеся смеси и сплавы являются однородными;
б) смешивание различных растворов происходит мгновенно;
в) объем смеси равен сумме объемов смешиваемых растворов;
г) объемы растворов и массы сплавов не могут быть отрицательными.
Читать полностью
|