Вид урока: урок – исследование с элементами ролевой игры.
Цели урока:
обобщить знания полученные учащимися по теме «Генетическая связь органических соединений» на основе самостоятельного поиска дополнительного материала, его осмысления, исходя из проблем органического синтеза и его значимости для современного общества, путем анализа полученных результатов
формировать систему комплексного восприятия взаимосвязей различных областей жизни и науки в решении проблеморганического синтеза (ОС).
Задачи урока:
активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к проблеме ОС
развивать навыки аналитического мышления
совершенствовать навыки решения химических уравнений и задач
формирование системы знаний генетической связи органических соединений
воспитание патриотизма, гордости за русскую науку и ученых на примере работМарковникова, Зинина, Зайцева,
повысить интерес к проблемам современной науки
План урока:
Постановка задачи учителем.
Станция экологическая. Экологические проблемы, которые создает промышленность, в том числе и химическая.
Исследование основ технологического процесса ОС Беглый опрос «Особенности течения реакций» Технологический тир.
Химические аспекты органического синтеза. Решение цепочки уравнений, обобщение знаний генетической связи ОС
Самостоятельная работа по теме «Генетическая связь органических соединений»
Физкультминутка
Практическая задача. Совершенствование навыков аналитической и практической работы. Решение задачи и выполнение практической работы по определению органических соединений
Экономические аспекты ОС
Органическая химия в Казани. Блиц-викторина.
Станция «Историческая» Роль органического синтеза в истории. Формирование взаимосвязи ОС, экономических и социальных процессов, развитие патриотических чувств.
Анализ полученной информации с помощью справочной таблицы. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Виды работы учащихся:
1.Устныеответы во время беглого опроса.
Представление результатов предварительного исследования
Лабораторная работа
Решение цепочки уравнений
Групповое сотрудничество при подготовке к уроку и при обсуждении проблемы.
Систематизация знаний в блок – схеме
Анализ информации и попытки установить взаимосвязь органического синтеза и других областей жизни человека и общества.
Контроль знаний:
1.Оценка ответов
2.Активность участия в обсуждении
3. Выполнение практической работы
4.Применение знаний химических свойств органических соединений
5.Подведение итогов урока с помощью блок – схемы.
Организация урока:
Целесообразно провести урок, используя групповую форму работы для активизации обмена знаниями и взаимопомощи учащихся. Необходима небольшая предварительная подготовка учащихся для организации комплексного подхода в рассмотрении проблемы. Для этого группы получают задания и проводят исследования данной проблемы с точки зренияэкономики, экологии, геологии, истории и технологии. На столы заранее выставляются наборы для практической работы, карточки с названиями соединений и задачами, заготовки блок- схемы для систематизации полученных знаний.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установленным OfficeXP ( не нижеWindows 2000),колонки Презентация , выполненная в программе MikrosoftPowerPointXP; Раздаточный материал: инструкция к практической работе, карточки с названиями углеводородов и задачами, заготовки блок- схемы для систематизации полученных знаний.
Набор для практической работы: три пронумерованные пробирки (две с водой, одна с раствором глицерина или фенола), растворы хлорида трехвалентного железа, гидроксида натрия, сульфата меди, пробирка с нефтью, стаканчик с водой.