Звучит фоновая
музыка. Идут слайды – ночные города,
предрассветный лес.
1-ый чтец.А. Перов Половина четвертого
Тишина …
На дорогах лесных и на ветках сосны – тишина…
Только сон –
Над рассветной землей предрассветный покой
Вознесен.
Только
дым
Только
дым да туман, да седых облаковкараван…
Полчаса
На
бессонных часах, на вселенских часах
Полчаса.
Тишина.
Над Арбатом она, над домами она – тишина.
В тишине
От порогов до крыш спят Мадрид и Париж,
Спи, малыш.
Спи,
пока
Так
надежна рука утомленного за день отца.
Спи,
пока
Только
сны у лица, и не выслало время
Гонца.
Тишина…
Ни машин поливных, ни влюбленных шальных – тишина…
В тишине
Спит Серебряный Бор, и Исакий застыл
На Неве.
Спят мосты,
Переулки,
дворы – как безлюдны они до поры…
Как
нежны,
Как
безбожно нежны полчаса тишины
До
войны.
Музыка прекращается . Наступает полная тишина. Затем
демонстрируются кадры начала войны.
Ведущий 1.Когда я
слышу рассказы о войне, меня всегда в дрожь бросает. Никак не могу представить,
что творилось тогда с людьми. Я бы, наверное, бежала куда глаза глядят.
Ведущий 2. А я никак
не могу понять, откуда они брали силы работать, учиться. Ведь они были
голодные, замерзали без отопления и света. Откуда у них появлялась такая сила?
Причем в тылу в основном остались старики, женщины и дети.
Кадр Вставай, страна огромная», появляется слайд с плакатом
«Родина –мать зовет»
Чтец 3.
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ведущий 1. Все-таки хочется знать побольше о тех временах.,
о том, что происходило в нашем городе во время войны.
Ведущий 2.Давай
посмотрим, что поисковая группа принесла в школьный музей. Там, наверное,
необычные вещи!
Рассматривают поставленные на столе вещи. Как странно, может,
они сложили экспонаты в другом месте?
Учитель: Что вы здесь делаете?
Ведущий 1. Мы хотели
посмотреть новые экспонаты, но тут какой-то странный набор вещей. Неужели они
имеют отношение к войне? Обыкновенная бутылка, фотопленка, варежки…
Учитель: нет, ребята. Это только кажется, что вещи
обыкновенные. Давайте послушаем, что нам расскажет поисковая группа.
Идут слайды с кадрами работающих предприятий.
Чтец 4.
С
первого дня войны жизнь Республики была подчинена единой цели -защите Отечества и разгрому врага. Сотни
тысяч семей провожали на фронт своих сыновей, мужей, братьев, отцов, дочерей.
Татарстан стал одной из важнейших тыловых баз страны.Казанский авиационный завод, завод
синтетического каучука, фабрика кинопленки, меховой комбинат, швейные фабрики –
эти предприятия были известны всей стране.
Советское
правительство поставило задачув
кратчайшие сроки всю работупромышленности подчинить потребностям фронта. « У нас не может быть
«мирных» предприятий, _ писала газета Правда 13 июля 1941 года., - каждый
завод, фабрика должны работать для военных нужд.
Чтец
5. Берет и показывает коробочку с фотопленкой.
Казанская
фабрика кинопленки одна из первыхпредприятий Республики получила срочный заказ на изготовление новых
видов пленки для нужд авиации. Ранее такая пленка выпускалась в городах Шостке
и Переяславль – Залесском, оказавшихсяв
тылу противника. Казанская фабрика стала единственным предприятием, выпускающем
такую продукцию. Уже в августе 1941 г. коллектив фабрики изготовил первую
партию авиационной пленки для фотографирования с больших высот военных объектов
противника. С этого времени в течение всей войны фабрика снабжала армию
высококачественной пленкой, фотобумагой, медицинские учреждения – рентгеновской
пленкой. Причем каждый квартальный план равнялся годовому.
Чтец
6.
Заводы
пишущих машин, искусственной кожи, автогаражного оборудования и другие,
производившие до войны мирную продукцию, перешли на изготовление мин, снарядов,
осветительных бомб и т.д.
Казанский
меховой комбинат за короткий срок освоил пошив шапок – ушанок, рукавиц,
жилетов, унтов, комбинезонов и шлемофонов для летчиков, теплого обмундирования.
Предприятия местно промышленности шили шинели, гимнастерки, брюки, перчатки,
теплое белье, маскировочные халаты. Швейная фабрика №4 получила задание на
изготовление парашютов и подвесных систем для осветительных ракет..
Звучит
тихая музыка.
Чтец
7.
А.Васин
Холода
К
печи поленья поднеси, оладьи замеси.
Трещат
морозы на Руси, морозы на Руси.
Ах,
мама, ты едва жива – не стой на холоду…
Какая
долгая зима в сорок втором году!
Дымятся
снежные холмы, и ночи нет конца.
Эвакуированы
мы, - и нет у нас отца.
Забыл
я дом арбатский наш, тепло и тишину.
Я
брал двухцветный карандаш и рисовал войну.
Шли
танки красные вперед, под ливнем красных стрел
Вниз
падал черный самолет и черный танк горел.
Лютей
и снежнее зимы не будет никогда,-
Эвакуированы
мы из жизни навсегда.
Ведущий
1. В Казань к осени 1941 года было эвакуировано 70 предприятий. Необходимо было
разместить не только цеха, но и людей. Их было около 80 тысяч человек. Всех
надо было обеспечить жильем и продовольствием. Несмотря на трудности, люди
работали и давали необходимую фронту продукцию.
Ведущий
2. От взрослых не отставали и школьники. Они тоже не только учились, но и
вносили свой посильный вклад в борьбу с фашизмом.
Чтец
8. берет и показывает бутылку.
Из воспоминаний
В начале зимы 1941/42 года нам, первоклассникам, объявили:
фронту нужны бутылки.
Все отчетливо
сознавали, что значит в военном деле обычная бутылка. Каждый мальчишка готов
был с такой бутылкой в атаку на вражеский танк, чтобы собственной рукой поджечь
ненавистного фашиста. Бутылки с горючей смесью – то же самое, что гранаты,
применяемые против танков, для поджога вражеской техники, складов, мостов.
Вскоре в проходе на первом этаже
школы громоздились корзины, ящики, корыта с пустыми бутылками. Грузовичок-
полуторка увез на завод полкузова наших бутылок, а мы радовались, что хоть
немного помогли фронту.
Чтец
9.Рассказ сопровождается видеороликом с
кадрами танкового сражения.
9 декабря 1941 года наши войска, освобождая Тихвин, попали
в сложную обстановку. Один за другимвспыхивали факелами наши танки. Ценой больших потерь бой был выигран. На месте боя была найдена противотанковая
пушка и боекомплект к ней. Пробоины в броне наших танков были необычные. Броня
прожигалась снарядами, словно автогенной резкой.
Сталин внимательно рассматривал фотоснимки
из-под Тихвина. Затем снял телефонную трубку и попросил соединить его с
Казанью, с президентом Академии наук Комаровым. Но Комаров был болен, и к
телефону пригласили его заместителя, академика Отто Юльевича Шмидта.
-
Чем занята наука? – довольно сухо спросил Верховный. Шмидт бодро стал докладывать,
что вся наука с полной отдачей сил работает на нужды фронта, и в первую очередь
над средствами борьбы с танками. Успешно проведены опыты с ружейным
бутылкометом.
-Бутылкомет?
– переспросил Сталин. – Это еще что такое?
- На
нашу заслуженную винтовку Мосина образца 1891 -1930 годов надевается
специальная стальная насадка с двумя каналами. Один из них служит продолжением
ствола винтовки, второй расширяется и в него закладывается сосуд с горючей
смесью. Дальность полета сосуда 75 – 100 метров.
Сталин помолчал. Потом медленно
заговорил:
-
Бутылкомет… 1891 год…. А вот немцы работают по образцу 1941 года! Пока вы там
возитесь с бутылочками, они выпускают бронепрожигающие снаряды. Броню нашу
прошивают, как шило валенок. Передайте Комарову: вам доставят эти снаряды и
пушку. Разберитесь, в чем там секрет…
Чтец
10Пушку и снаряды привезли в
Казань. Все три института Академии наук выехали на полигон, где стояли
трофейные немецкие танки. Выпустили первый снаряд. Когда осмотрели пробоину,
все были в шоке! Никто не мог предположить принцип действия этого снаряда.
Долго и мучительно ломали
специалисты головы над загадкой хитроумного изобретения немцев. И решение
пришло! С помощью микросекундной рентгеносъемки ученые высветили процесс взрыва
снаряда. Оказалось, что во время взрыва вдоль оси снаряда возникала
высокоскоростная струя металла, которая и прожигает броню…
В создании современного оружия активно участвовал коллектив
завода ТОЧМАШ. ОТБ-40, специальное бюро, в котором за период 1943 года были
разработаны и внедрены в производство новые марки пироксилиновых порохов к
реактивным снарядам, отработали пироксилиновый порох для минометных снарядов,
новых образцов стрелкового оружия, беспламенные заряды и пороха.
Ведущий 1. А об этом я знаю. Это продовольственные карточки.
Вблокадном Ленинграде люди получали
всего 125 г хлеба в день и ничего больше.
На слайде карточки, магазин, где выдают хлеб, таблица с
нормами выдачи продуктов.
Чтец 11.
Трудности росли. По
решению правительства с 20 августа 1941 года в городах республики было введено
нормированное снабжение хлебом, кондитерскими изделиями и другими продуктами.
По нормам снабжения все население делилось на четыре группы: рабочие и
приравненные к ним, служащие и приравненные к ним , иждивенцы, дети до 12 лет.
Правом преимущественного снабжения по карточкам пользовались работники ведущих
отраслей народного хозяйства, связанных с материальным обеспечением фронта. В
зависимости от категории были установлены такие нормы снабжения:
Хлеб
1 категории2
категории
рабочие800600
служащие500400
иждивенцы400400
дети400400
Сахар (в месяц)
Рабочие500400
Служащие300300
Иждивенцы200200
Дети300300
Многих горожан выручала система общепита, развернувшееся
индивидуальное и коллективное огородничество, продукция которого служила важным
источником питания.
С первого ноября нормы были введены на остальные продукты
питания: картофель, рыбу, жиры, крупы, овощи, макароны.
Ведущий
2. Конечно в глубоком тылу было не так голодно, как в городах прифронтовой
полосы или в Ленинграде. Но все же и в Казани люди очень страдали от голода и,
еще больше, от холода. Зимы 1941 и1942 года были очень суровыми. Не хватало не
только продуктов, но и света и топлива. Наверное, поэтомуздесь кусочек фанеры.
Ведущий
1. Нет, мне кажется, это что-то другое. Пусть лучше поисковая группа об этом
расскажет.
Чтец
12. демонстрируется слайд с моделью самолета ПО – 2.
Выправы – это не топливо. А стратегическое
сырье.
С августа 1941 года в Казани разворачивается производство
самолетов ПО – 2 , которые стали незаменимы на фронте. Этот самолет
использовали в качестве разведчика, связного на нем вывозили раненых с
передовой. Но машина не была приспособлена к ведению военных действий.
В
октябре 1941 года приступили переоборудованию учебного самолета ПО – 2 в
легкомоторный бомбардировщик. Изменились летные и технические характеристики
самолета. Это давало возможность поднимать в воздух триста и более килограммов
бомб, установить пулемет с боевым запасом в 315 патронов.
В
письме с фронта на имя директора завода летчики 314 авиационной дивизии писали:
« мы летаем на них в любое время суток, в любую погоду, выполняем любую задачу.
Никакой другой самолет не может выполнить таких многообразных задач, как ПО-2
ВС, сделанный вашими руками. На нем мы ведем ночную разведку, бомбим, штурмуем
врага, перевозим раненых, летаем к партизанам, и всегда ваши машины работают
безотказно.»
Выпускаемый
в Казани « Небесный тихоход» стал легендарной машиной. Появление его на
передовой поначалу вызвало у немцев скептические реплики. Они называли его
«Рус- фанер». Но когда бомбардировщики не стали давать покоя переднему краю,
немецкое командование заговорило иначе и стало давать пять тысяч марок тем, кто
сбивал эти самолеты.
За
годы войны 22-й завод выпустил более 10 тысяч этих знаменитых бомбардировщиков.
Ведущий 2. Я даже не думала, что в нашем городе так много
было сделано для Победы.
Ведущая 1. Давай отнесем в музей все экспонаты и рассказы,
которые ребята о них написали. Пусть все знают и помнят, какой вклад внес наш
народ в Победу над фашизмом.
Звучит музыка, на экране быстро сменяются кадры военных
лет.