Этот
урок очень важендляформирования целостного восприятия картины
мира. Такой вид урока, комплексное обобщение, обязательно планируется учителем
при прохождении блока тем, как фундаментальное звено всего курса неорганической
химии, используя принцип концентрума.
Отсюда
и основные цели урока:
·Познавательная:
обобщить знания полученные учащимися по теме «Ионное строение солей»и сформировать понятие о возможности
взаимодействия солей другс другом,
используя механизм реакции ионного
обмена.
Развивающая:
формировать умение анализировать полученную информацию, применять при
высказывании суждений ранее полученные знания, использовать медпредметные
связи, совершенствовать навыки решения практических задач.
Воспитательная:
повышение интереса к проблемам современной науки, правильная организация
труда
Сверхзадачей урокаявилось активное формирование
аналитического мышления
учащихся, ихспособности к комплексному
восприятию взаимосвязей различных областей жизни и науки.
Конечная практическая цель: Уметь проводить
самостоятельный анализ материала, делать правильные выводы, соотносить
теоретические знания с практической деятельностью.
Чтобы
добиться наибольшей эффективности, использовала при планировании урока как
традиционные, так и инновационные технологии:
·Групповая форма работы
·Игровые элементы
·Практическая задача
·Фильм-презентация
·Обобщающая таблица
·Самооценка учащихся
План
урока:
·Создание эмоционального настроя
·Повторение ключевых моментов по
теме соли
·Беглый опрос «Особенности строения солей,
особое состояние солей в растворе»
·Постановка задачи
·Самостоятельная работа по теме «Реакции
ионного обмена»
·Физкультминутка
·Практическая задача.
Совершенствование навыков аналитической и практической работы. Решение задачи и
выполнение практической работы по проведению качественных реакций
·Анализ полученной информации с
помощью справочной таблицы.. Подведение итогов урока
Домашнее
задание.
Контроль знаний:
1.Оценка ответов
2.Активность участия в обсуждении
3.Выполнение практической работы
4.Применение полученных знаний
5.Подведение итогов урока
Оборудование урока:
·Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установленным
OfficeXP ( не нижеWindows 2000),колонки.
·Презентация , выполненная в программе MikrosoftPowerPointXP;
·Раздаточный материал: инструкция к практической работе,
·.Набор для практической работы: три пронумерованные
пробирки (две с водой, одна с раствором глицерина или фенола), растворы хлорида
трехвалентного железа, гидроксида натрия, сульфата меди, пробирка с нефтью,
стаканчик с водой.
Актуализация
урока:
На экране видеоролик- морской прибой,на фоне прибоя – красивые картинки с
изображением кристаллов. Звучит тихая спокойная музыка. Учитель читает сонет
Шекспира:
Мы
видели, как времени рука
Срывает
все, во что рядится время.
Как
сносят башню гордую века
И
рушит медь тысячелетий бремя.
Как
пядь за пядью у прибрежных стран
Захватывает
землю зыбь морская,
Меж
тем, как суша грабит океан,
Расход
приходом мощным покрывая.
Шекспир,
сонет 64
Рассматриваем
изображения минералов, морских раковин. Учитель задает вопрос. Ребята, как вы
думаете к какому классу принадлежат эти минералы. Если дети затрудняются, называет
их химические формулы: карбонат кальция, хлорид калия, сульфат железаи т.д.
Учащиеся
должны вспомнить, что это названия солей.
С
помощью опорных конспектов повторим все, что мы знаем о солях. Проводим беглый
опрос. В ходе опроса вспоминаем об ионном строениисолей, как образуются ионы, что такое
электролитическая диссоциация и ее механизм.
Для
болееэффективной работы используем
подсказки в презентации. Часть из них носит игровой характер. Например,
определите заряд ионов и разделите ионы на катионы и анионы. Задание в виде
перепутанных ионов и зарядов показываем на слайде. Устанавливаем музыкальный
таймер -как только музыка закончилась,
учащиеся должны дать ответ. Проверку ответа тоже делаем с помощью анимации на
слайде.
С
помощью игры Крестики – нолики вспоминаем, как распознать формулы солей,
повторяем электролитическую диссоциацию.
Прежде
чем перейти к постановке новой задачи, выполняем небольшую физкультминутку,
также используя знания похимии.
Если
учитель произноситназвание оксида металла
– поднимаем правую руку, оксида неметалла – левую, а если звучит название соли
– прикасаемся к кончику носа.
Затем учитель зачитывает стихотворение, в
котором в шуточной формеперед учениками
ставиться задача.
Царь
зовет к себе Стрельца
Удалого
молодца
И
дает ему поручение
Государственного
значения.
-Чтоб
я стал опять богат
Нужен
бария сульфат
Ночь
даю тебе подумать
Утром
буду ждать доклад!
Не
смогешь – кого винить,
Должен
я тебя казнить!
Запиши
себе названье,
Чтоб
со страху не забыть.
Учащимся
предлагается решить эту задачу с помощью реактивов сульфата натрия и нитрата
бария. Они проводят реакцию, выясняют к какому типу относится эта реакция
(обмена), определяют признак реакциии
устанавливают формулу осадка с помощью таблицы растворимости. Затем проверяем
ответ на слайдах.
Учимся
писать уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Выполняем самостоятельно решение ионных
уравнений, проверяем решения с помощью слайдов.
Затем,
учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся.