Кислород.
Урок – исследование
Цели: Начать формирование общей системы понятий, необходимых для знакомства со свойствами элементов. Продолжить формирование самооценки учебной деятельности учащихся. Развивать и укреплять навыки самоорганизации учебной деятельности.
Задачи: Научить детей составлять схему характеристики элементов, закрепить навыки практического получения веществ методом разложения при нагревании. Использовать самооценку, само- и взаимоконтроль, как средств повышения активности детей в учебном процессе.
Актуализация урока: Перед детьми ставиться вопрос: как вы думаете, какой из элементов на Земле самый распространенный? Самый важный?
Для ответа на этот вопрос обратимся к диаграммам листа-помощника и рис. на стр.61 учебника. Решаем задачи, предложенные на листах помощниках. Результаты выносятся на доску. Ребята вычисляют массовые доли элемента и массу кислорода, которая содержится в атмосфере, литосфере, в человеческом теле, в классной комнате.
Получается следующая картина: в атмосфере 1,184 ٭1015
в мировом океане 1,246 ٭10 18
в земной коре 3,72 ٭ 10 15
в биосфере 4,16 ٭10 12
в кабинете химии около 850 кг
Сделаем вывод. Кислород действительно один из самых распространенных на земле элементов, поэтому необходимо изучить его свойства. Чтобы изучать вещество необходимо наметить, что именно мы хотим о них знать.
Обсудим это в группах, воспользуемся листом – помощником, разберем опорный конспект. Дети в группах составляют проект действий. Обсудим этот проект всем классом, сравним его с общепринятым для характеристики веществ планом, который учитель заранее написал на обратной стороне доски. Выбираем окончательный план действий, порядок действий и устанавливаем временные рамки.
Начнем с вопроса: как вы думаете, каким образом химики смогли получить кислород? Могут быть ответы: разложением сложных веществ, из воды и.т.д.
Познакомимся с открытием кислорода. Занесем основные даты открытия в конспект.
Получим кислород и поближе познакомимся с его свойствами. Прежде чем приступить к работе, ребята отвечают на вопросы листа помощника.
Проводим реакцию разложения перманганата калия. Собираем кислород методом вытеснения воздуха. Записываем уравнение реакции. Ответим на вопрос, почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха? Чтобы помочь ребятам, продемонстрируем опыт по собиранию кислорода, поставив на одну чашку весов открытую колбу, а на другую - такую же колбу, которую будем наполнять кислородом.
Проводим опыты по изучению свойств кислорода. Ребята проводят эксперимент с тлеющей лучиной, а учитель демонстрирует горение в кислороде фосфора, серы, железа. Записываем уравнения реакций.
Обобщим полученные знания и наблюдения, работая в группах 2-3 минуты. Подводим итоги по листу самооценки в группах, выделяем наиболее успешных учащихся, ставим задачи на будущее.
Домашнее задание: § 16 упр. 2,4
|