Давайте вспомним, о чем
мы говорили на прошлом уроке. Какие механизмы реакции мы изучали (молекулярный,
ионный, радикальный)? В чем особенности молекулярного механизма? Ионного?
Радикального?
Посмотрим видеофрагмент.
(Слайд 1) Какой механизм реализуется в этой реакции? По каким признакам вы
догадались о подобном механизме? Какие эффекты реакции вы наблюдали?
Можно ли утверждать что в этой реакции выделилась энергия? В каком виде
выделилась энергия?
Откуда
эта энергия взялась? Где она была «спрятана»? Как рассчитать ее величину? – это
ключевые вопросы нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2)
Любое тело обладает энергией. Какие виды
энергии вы знаете? А какой энергией может обладать вещество? Из чего
складывается внутренняя энергия?
Внутренняя энергия – это суммарная энергия
движения и взаимодействия всех частиц, входящих в вещество.
Можно ли учесть все частицы и их
взаимодействие внутри вещества? Нет.
Мы
не можем измерить энергию каждой частицы, но можем измерить общее изменение
внутренней энергии вещества.
Чтобы понять изменение внутренней энергии
вещества необходимо помнить, в чем суть химической реакции? (перегруппировка
атомов)
Химические связи в исходных веществах
разрушаются, и атомы соединяются по-новому. Что происходит при этом с энергией?
Она понижается или повышается?
Давайте
обратимся к энергетической диаграмме (слайд 3), которая отображает схематично процесс изменения внутренней энергии
вещества в ходе реакции.
Исходные вещества находятся в устойчивом
состоянии, они довольно активны, но чтобы произошел взрыв, пришлось водород
поджечь, то есть сообщить дополнительную энергию. Почему?
Энергия,
которую необходимо затратить, чтобы перевести вещество в активное состояние,
называют энергией активации.
Затем при образовании
связи внутренняя энергия веществаснижается, а избыток энергии выделяется в окружающую среду. Так мы
наблюдаем действие закона сохраненияэнергии.
Обратимся к эксперименту.Как
протекает реакция горения магния? Напишите на доске уравнение реакции. Наблюдаете ли вы внешние эффекты? Какие
особенности реакции разложения малахита? Напишите на доске реакцию разложения
малахита.
Вернемся к диаграммам. ( Слайд 4) на основании эксперимента давайте
посмотрим, что происходило с внутренней энергией вещества. За счет чего
возникло выделение энергии? – за счет разницы в энергии продуктов и исходных
веществ.
Введем понятие «Тепловой эффект химической реакции» Экзо – и эндотермические реакции. Что запишем в тетрадь? Предложите, как можно записать термохимический процесс? (+/- Q)
Можно ли почувствовать,
что в нашем организме тоже идут энергетические процессы? Давайте попробуем
повысить нашу энергию. Физкультминутка.
Величину тепловой эффекта реакции можно рассчитать, если известнывеличины энергии активации и энергии
образования новых химических связей.(Слайд 5) комментируемзапись
реакции горения магния.
Чтобы перейти к презентации. нажмите картинку
Рассмотрите в группе реакцию разложения малахита,
прокомментируйте запись.
Давайте
вспомним и обобщим, что нам удалось узнать, об изменении энергии. Мы смело
можем отправляться в технологический
тир.(слайд 6)
А
теперь внимание – задание для самостоятельной работы. На экране
демонстрация опытов (слайды 7,8): горение фосфора в хлоре и восстановление
оксида меди водородом. На столахлисты с
диаграммами,на которые вам предстоит
нанести данные об этих реакциях. Затем необходимо посчитать тепловые эффекты
реакции и записать термохимические уравнения этих реакций. Все необходимые данные на листе- справочнике.
Проверим
работу групп. Листы с диаграммами закрепляются на доске и сравниваются с
диаграммами на слайдах 9 и 10.
Домашнеезадание на доске: &
9 упр.3,4 после параграфа.