Химическая связь
Методическая разработка урока для 9 класса по программе Л.М.Кузнецовой (учебник Кузнецова Л.М. «Химия -9») с использованием ИКТ-технологий.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок групповой работы
Цели урока:
- формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи.
- привести к пониманию особенностей строения вещества – достижение веществом более выгодного энергетического состояния.
Задачи урока:
- активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования химической связи
- развивать навыки аналитического мышления
- совершенствовать навыки решения химических уравнений и задач
- формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества
- воспитывать культуру научного труда
- повышать интерес к проблемам современной науки
План урока:
-
Беглый опрос по теме «Строение атома».
-
Что такое внутренняя энергия вещества? Эвристическая беседа.
-
Исследование основ химических процессов с точки зрения образования химической связи. Демонстрация опытов.
-
Схематическое изображение образования химической связи.
-
Физкультминутка
-
Беглый опрос «Особенности образования различных типов химической связи»
-
Связь понятия «Степень окисления» и «химическая связь».
-
Самостоятельная работа «Определение степеней окисления»
-
Викторина «Угадай-ка»
-
Практическая работа по определению структуры минералов
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Виды работы учащихся:
-
Устные ответы во время беглого опроса.
-
Представление результатов предварительного исследования
-
Составление формул и определение типа хим. связи
-
Групповое сотрудничество при подготовке к уроку и при обсуждении проблемы.
-
Систематизация знаний в блок – схеме
-
Анализ полученной информации и попытки установить взаимосвязь структуры вещества и типа химической связи
Контроль знаний:
1. Оценка устных ответов
2. Активность участия в обсуждении
3. Выполнение самостоятельной работы
Организация урока:
Целесообразно провести урок, используя групповую форму работы для активизации обмена знаниями и взаимопомощи учащихся.
Оборудование урока:
· Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установленным Office XP ( не ниже Windows 2000),колонки.
· Презентация , выполненная в программе Mikrosoft Power Point XP;
· Раздаточный материал: карточки с заданиями, заготовки блок- схемы для систематизации полученных знаний.
· .Набор минералов для практической работы.
Актуализация:
Начнем урок с размышления. Давайте подумаем, как могут взаимодействовать друг с другом атомы химических элементов. Какие силы заставляют их притягиваться друг к другу? В чем проявляется действие этих сил? Посмотрим видеофрагмент «Взаимодействие серы и железа» (Слайд 1) По каким признакам вы догадались о том, что произошла химическая реакция? Какие эффекты реакции вы наблюдали?
Можно ли утверждать, что в этой реакции выделилась энергия? В каком виде выделилась энергия? Откуда эта энергия взялась? Почему атомам «выгоднее» находится в составе какого-либо вещества?
Вспомним строение атома и его наружной энергетической оболочки. Какие электроны там могут находиться, какие могут принимать участие в образовании химической связи. Попробуем дать определение химической связи.
Ребята делают вывод, что электроны, принимающие участие в образовании химической связи называют валентными. К ним относятся электроны s- и p- подуровней. При перекрывании облаков образуются сигма и пи связи. Рассмотрим, какие типы химической связи возникают в зависимости от способа перекрывания электронов разных видов и природы атомов (слайды 2,3,4).
Отчего зависит полярность связи? Рассмотрим ряд электроотрицательности элементов и сделаем вывод о том, в каких случаях возможно образование ковалентной полярной или неполярной, а также ионной связи.
Вспомним понятие валентность и введем новое понятие – степень окисления, опираясь на знания о полярности связи (Слайд 5, 6, 7). Зададим алгоритм для нахождения степеней окисления, разберемся, почему у элементов одной и той же подгруппы возможно проявление разных степеней окисления. Как степень окисления связана с понятием валентность.
Рассмотрим, как находить степень окисления элементов в соединениях состоящих из трех элементов. Выполним небольшую самостоятельную работу по карточкам на определение степени окисления (время выполнения – 5 мин). На данном этапе используется взаимоконтроль учащихся.
Чтобы обобщить материал урока, используем игровые технологии. Предлагаем учащимся
Ответить на вопросы «Химической Угадай-ки». (Слайд 8,9,10, 11,12,13,14)
На столе находятся минералы: известняк, кальцит, пирит, каменная соль. Определите тип кристаллической решетки и предположите тип связи в молекулах этих веществ.
Проверив результаты, группам дается 1-2 минуты, чтобы с помощью оценочного листа подвести итоги активности и результативности деятельности.
Чтобы посмотреть презентацию нажмите изображение
|