Цели и задачи урока:
Через систему
познавательных задач сформировать понятие об оксидах, актуализировать знания о
распространенности веществ.
Формировать умение выдвигать и проверять
гипотезу, устанавливать закономерности, делать соответствующие обобщения.
Развивать познавательную активность, умение
наблюдать окружающий мир.
Реактивы и оборудование: набор образцов различных оксидов (FeO , CuO , MgO, H2O, CO2 , NO2),
колбы с кислородом, лучина, приспособление для сжигания, малахит, известковая
вода, медная проволока, спиртовка.
Актуализация урока:
Первые пять минут урока воспроизводится
конспект предыдущего урока по теме «Кислород». Затем проводится беглый опрос на
повторение классификации веществ (слайд1), знакомой для учащихся и перед учащимися ставится задачи :
1. Выяснить, какие вещества
относятся к классу «Оксиды».
2. Понять, по какому
признаку можно отнести вещество к оксидам
3. Научиться составлять
формулы оксидов по валентности
4. Узнать, как получить оксиды из других веществ.
Вопрос: Как вы думаете, что
это за вещества – оксиды? Встречаемся ли
мы с ними в природе, в жизни? Какие они?
Дети выдвигают свои предположения. Попробуем их подтвердить или
опровергнуть. Выясним, где мы встречаемся с оксидами в жизни, в природе (слайды
4,5) Начнем с загадки о воде. Затем
посмотрим, где еще мы встречаемся и как
используем оксиды.
Детям раздается заранее заготовленная таблица
с пропусками, которую они заполняют разглядывая образцы и пользуясь
справочником в учебнике: Учитель предлагает найти
различие в свойствах веществ .Затем общее (можно выделить цветом). Общее видно
только по формуле – наличие кислорода и
всего два элемента (на это не всегда обращают внимание сразу) в составе
вещества. Можно выполнить упражнение (слайд 6).
Если класс слабый, можно дать подсказку (слайд 7), если сильный –
попробуем сразу подойти к определению.
Выведенные признаки
выписываются в схему: Дети должны сформулировать и записать
определение. Оксиды - это бинарные соединения, в состав которых входит
кислород. (слайды 8,9)
Затем выполняются игровые
задания на доске.
Крестики –нолики, подъем по
лестнице – составить формулы оксидов. Выполняются интерактивные
задания.(слайды10,12) Как можно получить оксиды? Дети на основании
уже имеющихся знаний делают свои предположения.
Необходимое условие – наличие кислорода. Учитель демонстрирует образование
углекислого газа при горении угля в кислороде. Смотрим видеофрагменты разложение
малахита и горение природного газа.
Определяем типы реакций, при которых получаются оксиды и записываем
уравнения реакций.
Реакции соединения: С + О2
= СО2
Реакции разложения: (CuОН)2СО3
=2СuО + Н2О + СО2
Рефлексия: Дети
высказываются, что нового они узнали на уроке, что показалось наиболее
интересным, с какими трудностями они столкнулись.
Домашнее задание: §18
упр.2,4 и Интерактивное
задание «Оксиды » на сайте
Химэко
|