Самоанализ
урока: энергетика химических процессов.
Она тесно связана с программными требованиями
по изучению механизма химических реакций, химической связи и количественных отношений в химии,
кинетика химических реакций, равновесие.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок - исследование.
Этот урок очень важендляформирования целостного восприятия картины мира. Такой вид урока обязательно
планируется учителем в начале прохождения блока тем, связанных с проявлением
всеобщих законов природы, используя принцип концентрума.
Отсюда и основные цели
урока:
Формировать систему комплексного
восприятия химических процессов, как части мирового движения материи.
Привести к пониманию причины
протекания химических реакций – достижение веществом более выгодного
энергетического состояния.
Основные задачи урока:
Познавательная: изучить основные закономерности изменения энергии в
химических реакциях, научиться составлять энергетические диаграммы.
Развивающая: формировать умение
анализировать полученную информацию, применять при высказывании суждений
ранее полученные знания, использовать медпредметные связи,
совершенствовать навыки решения задач.
Воспитательная: повышать интерес к
проблемам современной науки, воспитывать культуру труда.
Сверхзадачей урока явилось активное формирование
аналитического мышления учащихся, ихспособности к комплексному восприятию взаимосвязей
различных областей жизни и науки , способствовать научному мировосприятию.
Конечная практическая цель: Уметь проводить
самостоятельный анализ вновь полученных данных с помощью справочной литературы,
что совершенно необходимо длясаморазвития и самообученияученика старшей школы, уметь сопоставлять причину и следствие в
химическом процессе.
Чтобы добиться
наибольшей эффективности, использовала при планировании урока как традиционные,
так и инновационные технологии:
·Групповая форма работы
·Игровые элементы
·Фильм-презентация
·Эвристическая беседа
·Самооценка учащихся
Эвристическая
беседа используется в ходе всего урока с целью активизации всех учащихся
класса. Она легко позволяет вовлекать в процесс обсуждениядаже молчунов, так как для выяснения истины
важно любое мнение – в том числе и ошибочное, а за неверное суждение никто не
осуждает.
Групповая форма работы применяется со следующей целью: это одна из форм
личностно-ориентированного подхода к обучению, когда именно учащиеся являются
основным звеном в обучении, работает принцип «все обучают всех», в активную
познавательную деятельность включен каждый, лидер – наиболее сильный ученик. Групповая
форма работы используется на заключительном этапе урока в момент решения
задачи, и обобщения материала и при подведении итогов. Целесообразноcть - активизация
обмена знаниями и взаимопомощи учащихся.
Необходима небольшая
предварительная подготовка учащихсядля
организации комплексного подхода в рассмотрении проблемы. На столы заранее раскладываются
справочные листы и заготовки диаграмм для систематизации полученных знаний.
. Игровой
момент урока помогает поддерживать активность детей, усиливает интерес, снимает
напряженность и физическую усталость.
Демонстрация
опытов позволяет оживить внимание учащихся при обсуждении этой довольно трудной
темы.
Фильм
- презентация дает возможность усилить игровой компонент урока, красочно
иллюстрировать ответы и объяснения, проводить беглый опрос.
Справочный
лист развивает способность к аналитической деятельности, позволяет за короткое
время охватить значительно больший объем информации, чем при другой форме
подачи материала.
Введение
оценочного листа позволяет привнести в урок дух соревнования и в то же время
стимулировать групповую форму работы. Кроме того, ребята обучаются самооценке.
Разберем
урок по этапам. Основная цель была поставлена в начале урока, а успешность ее
достижения легко определить в конце, когда учащиеся представляют выполненные энергетические диаграммы и
свободно отвечают на вопросы.
Обсуждение
изменений энергии в природе и в человеческом организме, философская подоплека
рассмотрения вопроса позволяет активизировать деятельность детей – затрагивает
за живое.
Следующие
моменты урока связаны воединоизучением
химических процессов. На этом этапе деятельность учащихся максимально
разнообразна: ответы у доски, беглый опрос в игровой форме, решение задачи,
комментарии к демонстрации опыта, самостоятельная работа. Разнообразные формы
работы позволяют охватить практически весь класс.
При подведение итоговя стараюсь акцентировать внимание на цели
нашего урока. Важно, чтобы у учащихся сложилось убеждение, что химические
процессы происходят согласно всеобщему закону природы- закону сохранения
энергии.
Мне
кажется, что урок получился интересным, развивает кругозор учащихся, оказал на
них положительное влияние, т.к. учащиеся с увлечением работали.
Виды
работы учащихся:
1.Устныеответы во время беглого
опроса.
2.Написание уравнений реакции у доски
3.Представление результатов предварительного исследования
4. Составление энергетических диаграмм..
5. Групповое
сотрудничество при подготовке к уроку и при обсуждении проблемы.
6. Анализ информации и попытки установить взаимосвязь энергетических процессов в
химических реакциях и других областей жизни человека и общества.
Контроль
знаний:
1.Оценка ответов
2.Активность участия в обсуждении
3.Выполнение практической работы
4.Применение знаний химических свойств органических соединений
5.Подведение итогов урока с помощью блок – схемы.
Таким
образом, основные задачи урока были решены, цель достигнута. Учащиеся показали
умение добывать и анализировать информацию, смогли подойти к проблеме
комплексно, перенести знания, полученные при изучении курса физики, а также
химической связи в тему «энергетика химических процессов». Они справились с
предложенными заданиями, уверенно отвечали. Что касается воспитательных задач,
то я надеюсь, чтоони также решены,
благодаря элементам урока, Конечно цель достигнута и благодаря общей
подготовленности учащихся к коллективно- распределенной деятельности.